СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ
Асоциальное подростковое поведение – это отражение ошибок взрослых: родителей, учителей. Понятие «трудный» применяют к ребенку, если он плохо учится, чаще других вступает в конфликты со сверстниками, учителями, родителями, агрессивен, решает проблемы кулаками. В группу риска дети попадают, если были случаи воровства, лжи, употребления психоактивных веществ. Довольно часто такое поведение подростка вызвано чувством своей несвободы. Это внутренний конфликт: «Я уже взрослый, а мне ничего нельзя». Но прежде чем делать конкретные выводы, определять подходящие коррекционные мероприятия, нужно понять причины отклоняющегося поведения. Физиологические нарушения: — Нарушения внутриутробного развития плода, родовые травмы. — Нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, эпилепсия. — Психические расстройства. — Нарушения полового созревания. — Умственная отсталость или пограничные заболевания. Социальные причины: — Семейные конфликты, развод родителей; многодетные семьи. — Неблагополучные родители – алкоголизм, наркомания, попустительский стиль воспитания, жестокое обращение. — Психолого-педагогическая запущенность; неадекватный стиль обучения и воспитания в школе; трудная учебная программа. Психологические проблемы: — Нарушение эмоционально – волевой сферы. — Непринятие подростка социальной средой: сверстниками, педагогами, родителями. — Инфантильность, незрелость самосознания. — Личностный кризис, конфликт уровня притязаний. Рекомендации психолога по общению с подростками: 1. Уметь выслушивать подростка. 2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы. 3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). 4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива. 5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой. 6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости. 7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его. 8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер. 9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения. 10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу. 11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений. 12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков. 13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков. 14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений. 15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены. |
РЕКОМЕНДАЦИИ
классному руководителю по работе с «трудными» подростками
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:
— Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
— Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
— В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
— Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
— Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
— Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:
— Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
— При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
— В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
— Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
— Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
— В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
— Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
— Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
— Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.