СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

Асоциальное подростковое поведение – это отражение ошибок взрослых: родителей, учителей. Понятие «трудный» применяют к ребенку, если он плохо учится, чаще других вступает в конфликты со сверстниками, учителями, родителями, агрессивен, решает проблемы кулаками. В группу риска дети попадают, если были случаи воровства, лжи, употребления психоактивных веществ.

Довольно часто такое поведение подростка вызвано чувством своей несвободы. Это внутренний конфликт: «Я уже взрослый, а мне ничего нельзя». Но прежде чем делать конкретные выводы, определять подходящие коррекционные мероприятия, нужно понять причины отклоняющегося поведения.

Физиологические нарушения:

— Нарушения внутриутробного развития плода, родовые травмы.

— Нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, эпилепсия.

— Психические расстройства.

— Нарушения полового созревания.

— Умственная отсталость или пограничные заболевания.

Социальные причины:

— Семейные конфликты, развод родителей; многодетные семьи.

— Неблагополучные родители – алкоголизм, наркомания, попустительский стиль воспитания, жестокое обращение.

— Психолого-педагогическая запущенность; неадекватный стиль обучения и воспитания в школе; трудная учебная программа.

Психологические проблемы:

— Нарушение эмоционально – волевой сферы.

— Непринятие подростка социальной средой: сверстниками, педагогами, родителями.

— Инфантильность, незрелость самосознания.

— Личностный кризис, конфликт уровня притязаний.

Рекомендации психолога по общению с подростками:

1. Уметь выслушивать подростка.

2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,    постараться изолировать его от лидера группы.

3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).

4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива.

5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.

6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

8. Общение с подростком должно  носить успокаивающий характер.

9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

10.  Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.

11.  Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.

12.  Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.

13.  Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

14.  Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.

15.  В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

классному руководителю по работе с «трудными» подростками 

   Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

   В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

   Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

   Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

   Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

   Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

   Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

   Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

   Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

   В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ: 

— Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.

— Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.

— В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.

— Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.

— Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.

— Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ: 

— Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.

— При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

— В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

— Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

— Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

— В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

— Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

— Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

— Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.