Музеи
Уважаемые жители Волковыска и гости нашего города!
Мы приглашаем Вас посетить Волковысский военно-исторический музей и ознакомиться с его экспозициями.
В настоящее время в музее размещены три экспозиции, посвященные истории древнего Волковыска и Волковыска в ХХ веке, истории Войны 1812 года . Наш музей существует с 1935 года и обладает интересным собранием экспонатов.
Кроме того, в музее имеется выставочный зал в котором проходят выставки и презентации, анонсы которых Вы можете прочесть на нашем сайте. Мы обращаемся к художественным коллективам и отдельным творческим людям с предложением об организации выставок в залах нашего музея.
В фондах музея насчитывается более 50 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории Волковыска с древнейших времен на фоне важных событий, главным образом военно-исторического характера.
Важным направлением в деятельности музея является массовая научно-просветительная работа. Ежегодно музей посещают более 16 тысяч человек, для посетителей организуется около 300 экскурсий в год. Особенно популярны тематические экскурсии на военно-исторические темы:
- «Исторические события к. XVIII – н. XIX вв.»;
- «Волковысское сражение. 1812 год»;
- «Нумизматические памятники войны 1812 года»;
- «Из истории оружия и армии»;
- «Война 1812 г. в картинах и гравюрах»;
- «Город Волковыск в годы Великой Отечественной войны».
Музей боевой славы ГУО «Гимназия № 1 г. Волковыска» был создан в 1986 году, тогда ещё в средней школе № 1 (https://sites.google.com/view/mbsgimn1volk/главная).
Профиль музея изначально определён как военно-исторический.
По состоянию на 1 сентября 2003 года музей фактически находился в нерабочем состоянии: витрины пусты, экспонаты хранились в подвале и не были учтены и систематизированы, в музейном помещении проводились занятия с учащимися младших классов.
В 2003/2004 учебном году средняя школа № 1 была преобразована в гимназию № 1. В ознаменовании 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне было принято решение восстановить деятельность Музея боевой славы (приказ № 140 от 1 сентября 2003 года). Для этого был создан Совет музея в составе 11 человек, среди которых были учителя истории, заместитель директора по воспитательной работе, секретарь п/о БРСМ, учащиеся 8-10 классов.
В обновлённом виде музей был открыт для посетителей в мае 2004 года (приказ № 105 от 7 мая 2004 года). Руководителем музея был назначен учитель истории Карпович Андрей Иванович.
С 2009/2010 учебного года должность руководителя музея занимает Эльяшевич Павел Павлович, учитель истории и обществоведения (приказ № 185 от 31.08.2009 г.).
Приказом № 32 от 17.01.2017 года на должность помощника руководителя музея назначена Бушик Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы. Ирина Анатольевна. С 2013 года используя ресурсы Музея боевой славы на базе своего классного коллектива она реализует детскую инициативу «Память».
С 1 ноября 2011 г. музей был закрыт на реконструкцию в связи с необходимостью капитального ремонта помещения. В нём проводилась полная реконструкция всех экспозиций с применением современных технологий дизайна и размещения экспонатов. Все ремонтные работы проводились хозяйственным способом.
В связи с реконструкцией деятельность музея по направлениям работы ещё больше активизировалась. В работу вовлечены администрация, учителя, учащиеся гимназии, родительское сообщество и общественность.
Открытие Музея боевой славы состоялось 7 мая 2015 года и было приурочено к 70-летию Великой Победы. Это событие стало достойным подарком в первую очередь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, а также подрастающему поколению.
Постоянная экспозиция музея находится в отдельном помещении общей площадью 55.2 кв.м. В фондах музея насчитывается 322 экспонатов, из них основной фонд составляет 207 единицы хранения.
С целью упорядочения учета и обеспечения сохранности музейных предметов, на основании письма государственного учреждения образования «Гродненский областной центр туризма и краеведения» от 14 декабря 2016 г. №1-8/234 «О проведении паспортизации музеев» музей 12 января 2017 г. прошёл паспортизацию.
В перспективном плане развития музея предусмотрено продолжение создания и оформления разделов экспозиции, посвящённых истории Советской Армии и Вооружённым Силам Республики Беларусь (зал №2 "Защитник Отечества"), а также функционирование Музея боевой славы как подразделения Ресурсного центра гимназии.
Первые экспонаты музея собирались по горячим следам событий. Шел 1943 год. Еще гремела Великая Отечественная война… Еще томилась многострадальная белорусская земля под игом вражеского нашествия. Но как велика была вера в грядущую победу, если уже в эти дни возникла мысль о создании музея для увековечения всенародного подвига.
30 сентября 1943 г.
ЦК КП(б)Б постановил «создать музей по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну», временно разместив его в здании Государственного исторического музея в Москве на базе выставки «Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской». Выставка была открыта еще в начале ноября 1942 г. В экспозиционных залах посетителям были представлены материалы (313 экспонатов), полученные с оккупированной территории Беларуси Республиканской комиссией по сбору документов и материалов Отечественной войны.
В фондах музея сохранилась радиограмма от 18 октября 1943 г. под грифом «совершенно секретно», адресованная командиру партизанского отряда им.Кутузова Барановичской области Г.П. Журейко уполномоченным ЦШПД и ЦК КП(б)Б по Барановичской области генерал-майором Платоном (партизанский псевдоним Героя Советского Союза В.Е. Чернышева) следующего содержания:
Радиограмма командирам партизанских формирований
о сборе материалов для будущего музея, ноябрь 1943 г.
«Для музея истории партизанского движения в Беларуси необходимо сохранить и представить к нам документы, характеризующие жизнь и деятельность партизан, печатные и рукописные партизанские издания (стенгазеты, листовки, если таковые печатаны, и т.д.), фотографии с подробными объяснительными текстами, документы убитых высших чиновников, срезанные немецкие погоны, захваченные у немцев знамена, документы и др.».
Такие радиограммы после выхода постановления направлялись уполномоченным ЦШПД и ЦК КП(б)Б по областям, в партизанские отряды и бригады.
16 июля 1944 г.
В штат музея были зачислены первые сотрудники: В.В. Саблин, П.Н. Гончаров, Н.С. Абрамов, художники С.Г. Романов, А.С. Бархатков, Г.Ф. Бржовский. 1 августа 1944 г. был назначен директор музея – Василий Демьянович Стальнов, который с июня 1942 г. являлся ответственным секретарем комиссии ЦК по сбору документов и материалов Великой Отечественной войны. По архивным данным, в 1944 г. в музее работали 28 сотрудников.
Руководство БССР приняло решение выделить для музея одно из немногих уцелевших в центре Минска зданий – Дом профсоюзов на площади Свободы.
Музей занимал довольно большую по тем времена площадь – 1 248 кв.м. Под экспозицию было выделено 25 залов. В этом же здании находились общежитие и квартиры сотрудников.
26 августа 1944 г.
По распоряжению П.К. Пономаренко, группа научных сотрудников музея выехала в Москву с целью вывоза оттуда в Минск экспонатов выставки «Белоруссия живет…» и юбилейной выставки белорусских художников, посвященной 25-летию БССР.
В то же время активно шел ремонт здания, поступали новые экспонаты от бывших партизан, подпольщиков, временно находившихся в Минске фронтовиков, вернувшихся из эвакуации жителей Беларуси. Вскоре началась кропотливая работа по подготовке музея к открытию.
В фототеке музея имеются фотографии, запечатлевшие работу сотрудников над созданием первой музейной экспозиции. Многое им приходилось делать своими руками. В связи с этим показательны строки из статьи «Две выставки, посвященные народной борьбе» (газета «Правда», 15 ноября 1944 г.):
«16 июля в Минске состоялся парад вооруженных партизан, а через несколько дней партизаны пришли к этому зданию и, отложив автоматы, взялись за ремесло каменщиков, штукатуров, маляров… Научным руководителем выставок стал писатель Саблин, два года воевавший в рядах партизан минского соединения. В числе научных сотрудников – бывший командир отряда «За Родину» тов. Гончаров, начальник штаба бригады «Буревестник» тов. Ловецкий, начальник штаба бригады «Железняк» тов. Перегудов, командир диверсионной группы Абрамов и другие…».
Процесс создания музея регулярно отражался в белорусской прессе.
22 октября 1944 г.
В номерах газеты «Звязда» и «Советская Белоруссия» от 21 и 22 октября 1944 г. читатели увидели объявление об открытии 22 октября в 12 часов первых двух выставок Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны – «Вооружение белорусских партизан» и «Большевистская печать Белоруссии в дни Великой Отечественной войны».
Хотя в объявлении звучало современное название музея, официально оно было утверждено Постановлением СНК БССР от 27 октября 1944 г.
Что же представляла из себя первая музейная экспозиция?
Первый зал музея являлся прологом основной экспозиции. Центральное место занимал большой портрет И.В. Сталина, а под ним – слова из знаменитой речи вождя от 3 июля 1941 г., призывавшей оставшихся на оккупированной территории людей к вооруженной борьбе с захватчиками.
«Оружейная» часть экспозиции с галереей портретов партизан – Героев Советского Союза – состояла из трех разделов: трофейное оружие, самодельное оружие и образцы вооружения, которые советские летчики доставляли партизанам из-за линии фронта.
Вторая часть музейной экспозиции – «Большевистская печать Белоруссии в дни Великой Отечественной войны» – открывалась плакатом со словами Янки Купалы: “Жыве ў сваёй сіле і славе беларускі народ”. Она также состояла из нескольких разделов. В первом экспонировалось множество подпольных газет, листовок, брошюр и фотографий тех, кто занимался выпуском подпольной печатной продукции. В отдельном зале была развернута экспозиция, посвященная подпольной газете «Звязда». Особое внимание посетителей привлекал своим разнообразием раздел рукописной партизанской печати. В третьем разделе демонстрировались белорусские издания, выходившие в советском тылу, в Москве.
Сохранилась “Кніга ўражанняў і прапаноў” для посетителей первой экспозиции. Ее картонная обложка оформлена типографским способом, а страницы, за неимением более подходящей бумаги, сформированы из листов немецкого учетного журнала.
В числе первых посетителей музея были фронтовики и партизаны, студенты, школьники и воспитанники детских домов, писатели и журналисты.
На протяжении 1945 – начала 1947 гг. в музее открылись новые разделы экспозиции: «Оккупационный режим и зверства немецко-фашистских захватчиков в Белоруссии», «Партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», «Восстановление Белоруссии», «Народное хозяйство и культура Советской Белоруссии накануне Великой Отечественной войны», «Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков на СССР и героическая оборона советского народа», «Освобождение советской земли от немецких оккупантов», «Советская Армия – освободительница народов Европы от гитлеровского рабства», «Советский тыл в период Великой Отечественной войны».
1 мая 1947 г.
В январе 1946 г. музейный коллектив возглавил новый директор Н.Е. Граков – человек, имевший большой опыт работы и отлично знавший музейное дело. Именно под его руководством в музее открылись новые разделы экспозиции. На основе первых тематических выставок и новых разделов к 1 мая 1947 г. была открыта первая стационарная экспозиция.
После чего сотрудниками музея стало уделяться больше внимания научно-просветительской работе. Помимо традиционных экскурсий по музею, они начали активно проводить лекции на предприятиях и в учреждениях Минска, в колхозах и совхозах; экскурсии по местам боев Красной Армии и партизан на территории Минской области; создавали передвижные тематические выставки.
Середина 1960-х – начало 2000-х гг.
Из-за аварийного состояния Дома профсоюзов на площади Свободы музей был временно перемещен в здание по ул. К. Маркса, 12.
Однако уже через полтора года музей снова сменил свой адрес. Распоряжением Министерства культуры БССР он был перемещен во вновь построенное здание на Центральной (сегодня – Октябрьской) площади, по Ленинскому проспекту, 25а (ныне – проспект Независимости), где в рекордные сроки была смонтирована и 20 февраля 1966 г. открыта экспозиция первого этажа, а в ноябре 1967 г. – всего музея. Автор художественного решения – Н.Кириллов.
Смотреть фотоархив залов музея
30 марта 1988 г. было принято постановление ЦК КПБ № 53 об обновлении экспозиции музея. В 1994-1995 гг. реконструированы два зала по теме «Оборонительные бои на территории Беларуси, смоленское сражение и Московская битва» (художник В.К.Чуглазов). В 1997-1999 гг. создана новая экспозиция по истории оккупационного режима (художники Л.Э. Бартлов и А.И. Брянцев). В начале 2000-х гг. обновлены экспозиции «Минское антифашистское подполье», «Зарождение партизанского движения», «Советский тыл» и «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Проектирование современного здания, в котором с 2014 г. размещается Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, началось в октябре 2008 г. (архитектор – В.В. Крамаренко).
24 апреля 2010 г.
В ходе проведения Республиканского субботника на месте будущего здания музея Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко была заложена капсула времени с посланием потомкам. Аналогов столь значимого для страны музейного проекта в истории республики еще не было.
Величественное здание никого не оставляет равнодушных. Оно располагается полукольцом на возвышенности у обелиска «Минск – город-герой». Центральный фасад здания решен в виде символического салюта Победы, в лучах которого расположены десять знаковых событий времен войны – от обороны Брестской Крепости до водружения Знамени Победы над Рейхстагом. Общая площадь музея – более 15000 кв.м. Экспозиция располагается на 4-х этажах в 11 залах суммарной площадью – свыше 4000 кв.м.
2 июля 2014 г.
Открытие новой экспозиции Белорусского государственного
музея истории Великой Отечественной войны
по пр.Победителей. Фото - Андрей Стасевич
В канун празднования 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков при участии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президента Российской Федерации В.В. Путина была открыта экспозиция Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.
В экспозиции новых залов хронологические рамки расширены (1920 – 1950 гг.), что объясняется необходимостью показать причины Второй мировой войны, а также представить материалы первых послевоенных лет восстановления, чтобы раскрыть – как продолжение ратного подвига – трудовой подвиг белорусского народа, в кратчайшие сроки поднявшего израненную страну из руин. Так в музее появились новые экспозиции: «Мир и война», «Мир накануне и в первые годы Второй мировой войны», «Дорога войны», «Беларусь после освобождения. 1944 – 1950 гг. Память о войне», «Наследники Великой Победы».
Прежние экспозиции в новом здании были дополнены новыми тематико–экспозиционными комплексами: «Фронтовой быт», «Фронтовая медицина», «Партизанский быт», «Жизнь горожан и сельских жителей в условиях оккупации» и др.
Специфика художественного оформления новой экспозиции заключается в широком использовании реконструкций. Главная их задача – создать условия для максимального погружения посетителя в историческую среду.
Использование звуковых эффектов (голоса, шумы, музыка) способствуют еще более глубокому воздействию на эмоциональное восприятие событий войны. Информационные терминалы и мультимедийные экраны, интегрированные в экспозиционное пространство, позволяют демонстрировать большое количество видеоматериалов, изображений подлинных документов и справочных материалов.
Сегодня Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны является самым популярным в Беларуси: каждый год его посещают около 570 000 человек. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов из более, чем 100 государств мира.
Музей стал сокровищницей знаний для тех, кто желает и умеет извлекать мудрые уроки из прошлого. Этот объект был и всегда будет местом живой народной памяти.
Вместе с началом учебного года Музей Победы (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»г. Москва) запускает онлайн-тренажер «КОЛЕСО ИСТОРИИ». Интерактивный тренажер включит в себя вопросы школьной программы, связанные с основными событиями, важнейшими датами, битвами и героями Великой Отечественной войны. Проверить и отточить свои знания сможет любой желающий, но более всего онлайн-тренажер поможет школьникам при подготовке к урокам и экзаменам. Для начала тренировки достаточно раскрутить интерактивное «Колесо Истории» и начать отвечать на вопросы. Тренироваться можно без ограничений по времени до тех пор, пока материал не будет освоен на 100 процентов!
https://victorymuseum.ru/projects/koleso-istorii/
(http://www.brest-fortress.by/)
Создал мемориальный комплекс авторский коллектив в составе скульпторов А.Бембеля, В.Бобыля, художников-архитекторов В.Короля, В.Волчека и Г.Сысоева, архитекторов В.Занковича, О.Стаховича, Ю.Казакова. Возглавлял творческий коллектив лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР, народный художник СССР, скульптор А.Кибальников.
Торжественное открытие комплекса состоялось 25 сентября 1971 года. В мероприятии приняли участие более 600 ветеранов - участников оборонительных боев за крепость и Брест. Среди почетных гостей был писатель Сергей Смирнов, более 10 лет своей жизни посвятивший поискам защитников крепости. За книгу "Брестская крепость" он был удостоен Ленинской премии.
Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" как единый архитектурно-художественный ансамбль включает постройки середины XIX века, руины, оставленные войной, произведения монументальной архитектуры и скульптуры. Каждый композиционный элемент ансамбля несет большую смысловую нагрузку и оказывает сильное эмоциональное воздействие. Мемориальный комплекс внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь с категорией "1".
Главный вход в мемориальный комплекс представляет собой врезанный в вал железобетонный параллелепипед с высеченной в нем пятиконечной звездой. На фоне раздаются звуки бомбежки и стрельбы.
Композиционным центром ансамбля является главный монумент "Мужество" - обобщенный образ воина-победителя и знамени. Это огромная по своим размерам скульптура, состоящая из 200 частей. На тыльной стороне можно увидеть горельефы, рассказывающие о некоторых эпизодах героической обороны. Неотъемлемой частью всей композиции является штык-обелиск, символизирующий победу над врагом, вечную славу героическим защитникам крепости. Это сложное инженерное сооружение высотой 104,5 м, которое видно из любой точки крепости.
Перед руинами бывшего инженерного ведомства, в углублении, горит Вечный огонь. Недалеко от него - мемориальная площадка городов-героев Советского Союза, открытая 9 мая 1985 г. Под гранитными плитами с изображением медали "Золотая Звезда" установлены капсулы с землей городов-героев.
В Цитадели, на левом берегу рукава реки Мухавец расположена скульптурная композиция "Жажда" - фигура советского солдата, который, опираясь на пулемет, с каской в руке ползет к воде. Одна из драматических страниц обороны Брестской крепости - острая нехватка воды. Водопровод был выведен из строя в первый день войны, а лето в тот год стояло необыкновенно жаркое. Клубы дыма, пороховой гари заполняли горизонт. Почерневшие лица бойцов, запекшиеся от жажды губы, свидетельствовали о неимоверных страданиях людей. Подступы к воде обстреливались, ночью берега освещали прожекторы. Много бойцов и командиров погибло, пытаясь добыть драгоценные капли. После войны на берегах рек находили пробитые каски, фляжки, кружки и останки погибших. Создатели мемориала, зная об этой трагедии, решили рассказать о ней, используя мастерство скульптора.
В восточной части Цитадели, к юго-востоку от музея обороны, сохранились фрагменты одного из последних каменных зданий старого Брест-Литовска, разрушенного местами до уровня фундамента. От руин Белого дворца начинается площадь Церемониалов, которая вмещает 25-30 тыс. человек. В центре архитектурного ансамбля - трехъярусный колумбарий, где захоронены останки защитников крепости и членов их семей.
22 июня 2011 года была торжественно открыта скульптурная композиция "Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим". Площадкой для скульптуры выбрано место у Тереспольских ворот, где под командованием начальника 9-й погранзаставы лейтенанта А.М.Кижеватова стояли насмерть пограничники.
На территории мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" звучит песня Александра Александрова "Священная война" и правительственное сообщение о нападении на Советский Союз войск немецко-фашистской Германии. В вечернее время включается декоративная подсветка, которая вместе с музыкально-звуковым оформлением усиливает эмоциональное воздействие мемориала.
12 января 2021 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко вручил Диплом лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства коллективу мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" за значительный вклад в сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, реализацию проекта Союзного государства "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" (2018-2020).
Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" удостоен ордена Франциска Скорины. Соответствующий указ глава государства подписал 22 сентября 2021 года. Государственное учреждение отмечено наградой за значительные достижения в сохранении исторического наследия, увековечивании памяти участников Великой Отечественной войны, патриотическом воспитании детей и молодежи, а также в связи с 50-летием со дня основания мемориального комплекса.
В честь 50-летия мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" в Брестской области организовали тематический фотокроссинг.-0-
Источник: belta.by
В 1969 году, на месте сожженной карателями деревни, был открыт мемориальный комплекс «Хатынь». На площади в 50 гектаров созданы памятные композиции, не оставляющие равнодушными посетителей. Зрелищный и эмоциональный ансамбль траурных сооружений представляет собой симбиоз трогательных скульптур, архитектурных элементов и ландшафтного дизайна, поминального звукового сопровождения. Гранит привезен из карьеров Украины, мрамор и бронза доставлены из России.
Мемориал создали архитекторы под руководством В. П. Занковича, Ю. М. Градова, Л. М. Левина. Группу скульпторов возглавлял С. И. Селиханов, команду инженеров – В. П. Макаревич. Работа этого коллектива в 1970 году была отмечена Ленинской премией.
Мемориал посвящен памяти всех уничтоженных гитлеровцами деревень Беларуси. Документы свидетельствуют, что за годы немецкой оккупации нацисты предали огню более 600 белорусских деревень. В 185 из них население было полностью уничтожено, а мужчины, ушедшие на фронт, погибли. Возвращаться на пожарища было некому, эти деревни так и не были восстановлены.
Мемориал «Хатынь» включен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, ежегодно его посещают более 200 000 туристов.
История деревни
В марте 1943 года бойцы отряда белорусских партизан из бригады «Народные мстители», действовавшей на территории оккупированной немецкими войсками Минской области, переночевали на околице, окруженной лесами деревни Хатынь. Утром, покинув деревню, партизаны отошли к дороге и обстреляли из засады автомобили оккупационной полиции, выехавшие на поиск повреждений линии связи. Бой был недолгим. Бойцы партизанской диверсионной группы исчезли в лесу.
В той перестрелке погибло несколько гитлеровцев. Одним из них был капитан Ганс Вёльке, командир 1-й роты батальона вспомогательной полиции. Это карательное подразделение немцы сформировали в оккупированном Киеве. В него набрали сломленных духом военнопленных красноармейцев, томившихся в концлагерях и согласившихся сотрудничать с нацистами, а также добровольцев-коллаборационистов из числа гражданского населения и той части мельниковцев (ОУН (м)), которые примкнули к гитлеровцам.
Атакованные полицаи вызвали подкрепление. В ходе поисков нападавших оккупанты «по ошибке» расстреляли 26 мирных жителей деревушки Козыри, собиравших в соседнем лесу хворост и заготавливавших дрова. Их приняли за партизанский отряд. Но затем следы диверсантов привели в Хатынь. Деревню окружили эсэсовцы штурмовой бригады «Дерливангер», где служили отъявленные головорезы, и полицейские 118-го вспомогательного батальона. Хатынь была признана базой партизан. По заведенному гитлеровцами правилу коллективной ответственности гражданского населения за диверсионные акты, всех жителей деревни объявили пособниками нападавших. «Вина» ничего не подозревающих крестьян многократно усугублялась тем, что погибший немецкий гауптман был не простым офицером. Ганс Отто Вёльке, знаменитый в Германии спортсмен, завоевал первую золотую медаль в соревнованиях по легкой атлетике на Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Берлине. Сам восхищенный фюрер пригласил победителя в свою ложу на стадионе, ведь здоровяк Вёльке убедительно подтвердил нацистскую теорию о «превосходстве арийской расы», установив новый мировой рекорд в толкании ядра. По личному распоряжению рейхсканцлера, чемпиону, служившему тогда в берлинской полиции унтер-офицером, присвоили внеочередное звание лейтенанта.
Когда известие о гибели любимца Гитлера дошло до высшего командования вермахта, судьба Хатыни была решена. Приказ о зверском уничтожении деревни отдал командир батальона, майор полиции Эрих Кёрнер. Непосредственным исполнителем преступного приказа был военнопленный советский офицер, перешедший на службу к гитлеровцам – бывший старший лейтенант Красной Армии 27-летний Григорий Васюра, начальник штаба этого батальона. Палачами Хатыни стали десятки его подчиненных.
Полицейские согнали всех жителей Хатыни на подворье колхозного зернового тока, заперли в сарай, и подожгли соломенную крышу. Первым горящий факел поднес командир отделения – полицай Иосиф Лукович. Обезумевших людей, пытавшихся выбежать из пылающего гумна, азартно расстреливали из пулеметов и полицейские, и эсэсовцы, стоящие в оцеплении. В огне погибли 149 человек, среди них – 75 детей. Чудом удалось выжить под телами убитых матерей нескольким малышам. Они выбрались на улицу, когда палачи покинули пылающую деревню. Драматична судьба двух выживших девушек, получивших обширные ожоги. Полуживых Марию Федорович и Софью Климович нашли на пожарище и выходили крестьяне соседней деревни, но девушки погибли вместе с жителями того поселка, расстрелянных в ходе очередной акции устрашения.
Некоторых полицаев, участвовавших в Хатынской казни, впоследствии догнала партизанская пуля, но многие каратели пережили войну. Одних сотрудники советских спецслужб выявили в первые послевоенные годы, другие десятилетиями скрывались под личиной ветеранов Великой Отечественной войны, получали пенсии и юбилейные медали, ходили на парады, рассказывали пионерам о своих вымышленных подвигах. Но военные преступления срока давности не имеют. Почти всех палачей Хатыни в конце концов разоблачили, предали суду и казнили. Однако справедливое возмездие настигло не каждого карателя. Несколько полицаев скрылись в зарубежных странах, где под чужими именами доживали свой век.
Последним из ненаказанных за злодеяния хатынских душегубов был Владимир Катрюк. В 1944 году он дезертировал из карательного полицейского батальона, переброшенного во Францию, и сменил погоны. Бывший полицай вступил в ряды Иностранного легиона, бившегося с немцами. Там никогда не спрашивают о прошлом легионеров. Катрюк воевал в Италии пулеметчиком, был тяжело ранен, заслужил награды. После войны эмигрировал в Канаду. 93-летний каратель мирно скончался на своем ранчо с пасекой в Квебеке совсем недавно, в 2015 г. Все попытки привлечь его к суду, к сожалению, успехом не увенчались.
Осмотр мемориала «Хатынь»
От автотрассы Минск – Витебск к мемориальному комплексу «Хатынь» ведет пятикилометровая асфальтированная дорога, проложенная через густой лес. Каждый километр пути к скорбному месту отмечен глыбой мрамора. Посещение комплекса рекомендуем начать с осмотра архивных фотографий и документов, представленных в павильоне, расположенном у входа.
Экспозиция первого зала рассказывает о начале Второй мировой войны, оккупации европейских стран и нападении Германии на Советский Союз. Во втором зале собраны леденящие душу документы, бесстрастно повествующие о трагедии Хатыни и многих других белорусских сел – на территории республики установлено более 200 мест массового уничтожения гражданского населения. Отдельная экспозиция посвящена истории создания мемориального комплекса.
В выставочном зале экспонируется серия картин известного в Беларуси народного художника Василия Шаранговича. Эти работы принесли талантливому мастеру звание лауреата Государственной премии Союза ССР 1968 г.
Широкая аллея, выложенная гранитными плитами, ведет к центральной композиции мемориала – шестиметровой скульптуре «Непокоренный человек». Статуя убитого горем отца, держащего на руках мертвого сына, отображает реального человека. Местный крестьянин Иосиф Каминский, вернувшись с лесозаготовок вечером в тот роковой день, разыскал в угасшем пожарище тело своего погибшего ребенка.
Справа от монумента на траве лежит двускатная гранитная крыша, символизирующая тот обвалившийся в пожаре сарай, под обломками которого были погребены жители деревни. С левой стороны землю придавил четырехугольный стилизованный сруб. Здесь в братской могиле покоятся останки погибших селян. На мраморном Венце Памяти отчеканены слова наказа погибших в годы войны, обращенные к ныне живущим.
Шершавым серым бетоном, словно усыпанным пеплом и углями, обозначены фундаменты всех 26 деревенских подворий Хатыни. К сожженным избам ведут распахнутые бетонные калитки. Каждое подворье отмечено высокой стелой. Эти обелиски символизируют печные дымоходы сгоревших деревенских домов, в проемах стел подвешены бронзовые колокола. Каждые 30 секунд раздается их протяжный звон. Эти печальные звуки напоминают о шокирующей статистике: за годы войны население Беларуси каждые полминуты уменьшалось на одного мирного жителя, погибавшего от рук нацистов. Таких колоссальных потерь не было ни в одной из всех стран, по которым прокатился смертоносный молох Второй мировой войны. Об этом скорбном факте напоминает еще одна композиция мемориала. По трем углам квадрата, сложенного из гранита, растут березки. Четвертый же угол пуст. Так авторы композиции зримо доносят до зрителей ошеломительную цифру, глубоко врезанную в гранитную плиту – война унесла жизнь каждого четвертого белоруса, всего полегло 2 230 000 человек. Меж березами горит Вечный огонь, на символической могильной плите всегда лежат букеты цветов.
Аллея приводит посетителей к Стене памяти, на которой установлены мраморные плиты с перечнем концлагерей, устроенных нацистами на территории Беларуси. Замыкает мемориал композиция, посвященная всем сожженным за годы войны деревням.