Профилактика девиантного поведения и негативных привычек у детей и подростков
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной» рукой, для предупреждения об опасностях…. и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.
Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике – всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей. Совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
А сейчас обратимся к мнению психологов по поводу счастливых и несчастных семей.
В несчастливых семьях
Не умеют думать одинаково по многим вопросам.
Говорят слова, которые раздражают другого человека.
Не хватает доверия друг к другу.
Нет возможности поделиться сокровенным и выговориться.
Редко делают комплименты друг другу.
Не помнят дат, значимых для другого человека.
Не считаются с мнением другого человека и не дорожат им.
Мечтают о большей любви и пытаются искать её.
Чтобы большее количество семей были счастливы, чтобы ребёнок гордился своей семьёй, достаточно выполнять следующие очень простые правила:
1) Как можно меньше ворчать друг на друга по поводу и без повода.
2) Не пытаться никого перевоспитывать, особенно если человек не осознаёт необходимость самосовершенствования.
3) Не увлекаться критикой: любому человеку приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке.
4) Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи.
5) Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям.
6) Будьте вежливыми и предупредительными с родными и близкими.
Приведённые выше правила общения детей и взрослых, которые необходимо неукоснительно выполнять, как бы трудно это не было, рано или поздно принесут свои плоды.
А сейчас немного поговорим о «трудных подростках» и вредных привычках.
Дети наши взрослеют. Находясь под родительской опекой, они защищены.
Но как только они выходят на улицу, они боятся унижения, беззащитности и отверженности. Это страшнее родительского гнева. Подросток в переходном возрасте борется за своё «я».
Он связан со «своими» по рукам и ногам. А у «своих» свои словечки, свои манеры.
Если ваш ребёнок одинаково собран, активен, не стеснителен в гостях, не развязан дома, если он не знает тревоги среди людей, всегда уверен в себе, в своей речи, в своих манерах, в своей одежде, если не ищет поддержки, потому что никого не опасается, то причин для волнения нет.
Итак, главная наша тревога: как уберечь подростка от потребности быть «своим» среди плохих. Прежде всего надо обратить внимание на два дара, данные подростку от природы: любознательность и воображение. Из них развивается ум. Нужно направлять своего ребёнка по пути выявленных дарований. Внутреннее обогащение поддерживает внутреннюю тягу к чему – либо.
Помните: любознательность вашего ребёнка – самая дорогая, драгоценная вещь в вашем доме, берегите её, не сломайте.
Подростковый возраст очень трудный и крайне ранимый. Сделайте всё возможное, чтобы они доверяли вам, чтобы они выросли сердечными, умеющими сочувствовать.
Наши неудачи в воспитании оттого, что мы пытаемся «вбить» в головы детей правила, которых сами не придерживаемся.
А сейчас несколько слов о таких негативных привычках, как наркомания, токсикомания, курение и пьянство.
Процессы, долгое время происходившие в нашем обществе, изменили нашу психологию и нашу жизнь.
Наш с вами долг – предупредить это несчастье.
1) Вас должна насторожить частая и беспричинная смена друзей.
2) Проводите наблюдение за досугом своих детей.
3) Сделайте всё возможное, чтобы у ваших детей было меньше свободного времени, заполняйте его хорошим, интересным содержанием.
4) Присматривайтесь повнимательнее к подростку. Принимайте меры, если заметили шаткую походку, что он какой-то странный, что у него почему – то дрожат руки, что он как будто пьяный, а запаха нет.
5) Только не торопитесь делать выводы. Вначале ещё раз проверьте свои наблюдения.
6)Проконсультируйтесь у нарколога, обоснованны ли ваши подозрения по поводу состояния вашего ребёнка.
7) Никаких угроз и наказаний!
Сейчас укоренилась и такая привычка, как раннее употребление алкогольных напитков.
Здесь мало просто запретить. Лучше дать почитать умную книгу профессора Углова о вреде алкоголя.
Хочется обратить ваше внимание, что в борьбе с вредными привычками первое и главное – любой ценой наладить контакт с ребёнком, попробовать быть с ним на равных, не запугивать, а совершенно спокойно и нейтрально общаться.
Довести до их сознания, что алкоголь в первую очередь влияет на умственные способности, затрудняется внимание и запоминание, теряется способность к логическому мышлению, вычислительным операциям.
Подростки, употребляющие спиртные напитки, отличаются низким ростом, слабым здоровьем, подвержены частым простудным заболеваниям.
Девушки, часто употребляющие спиртные напитки, заболевают алкоголизмом через 1 – 2 года, а юноши – через 2-3 года.
Особую тревогу вызывает то, что основная масса наркозависимых – молодежь от 14 до 30 лет. Однако в последнее время в их среде наметилась тенденция омоложения.
Последние годы в мире просто бушует «пивной алкоголизм». И не последнюю роль сыграла в этом разнузданная пивная реклама. Молодежные компании не мыслят иного времяпрепровождения, кроме как за бутылкой пива. Симпатичные рекламные ролики рассчитаны на подростковую молодёжную аудиторию.
Итак, не спешите лечить саму дурную привычку, вначале разберитесь в тех причинах, которые приводят к этой привычке. Это, конечно, очень трудно. То, что мы говорим, на них мало действует, потому что система ценностей в переходном возрасте меняется - их всё равно тянет к сверстникам.
Важно стать другом его коллектива, приятно вам это или неприятно. Пусть приходят друзья к вам домой. Не гоните их. Так вы будете узнавать изнутри, кто есть кто, и тогда можно будет что- то противопоставить, понять, откуда и что берётся.
Видимо, всё это происходит от того, что личность и собственное «я» ещё не сформированы.
Этот возраст не случайно называют трудным, потому что в наших подростках «ноль» самосознания. Они вообще часто не понимают, кто они такие и что им от этого мира нужно.
Давайте нормально, естественно поможем подросткам прожить период «отторжения» от родителей. Смиримся с тем, что пока им важнее, как к ним относятся сверстники, а не родители и учителя.
Не теряйте своих детей. Терпеливо находите подходы к ним.
1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
5. Не ставьте на ребенке крест.
6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
10.Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
· Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
· Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
· Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
· Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
· Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
· Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
· Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
· Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
· Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
· Если ребенка хвалят – он учится быть благородным
1.Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
4. Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
5. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
6. Поощрение положительных изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
7. Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
8. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
9. Системность.
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
10. Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.