Основные аспекты мониторинга страниц учащихся в социальных сетях
С целью профилактики приобщения несовершеннолетних к деструктивным интернет-сообществам рекомендуется проводить мониторинг социальных страниц учащихся. При этом особое внимание следует обращать на содержание противозаконной, неэтичной и вредоносной информации. К ней, в первую очередь, относится:
пропаганда насилия, жестокости и агрессии;
разжигание расовой ненависти, нетерпимости по отношению к другим людям
по национальным, социальным, групповым признакам; пропаганда суицида; пропаганда азартных игр;
пропаганда и распространение наркотических и отравляющих веществ; пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных
движений; материалы порнографического содержания; нецензурная лексика и т.д.
Проводя анализ страниц учащихся в социальных сетях, педагогическим работникам необходимо обратить внимание на:
личное творчество, «репосты» из групп, их содержание и эмоциональную
окраску:
стихи, цитаты и изображения, несущие негативный характер или
пропагандирующие вредные привычки; тексты, комментарии, написанные с использованием ненормативной лексики; постоянные репосты из групп, пропагандирующих вредные привычки и
антисоциальный образ жизни; фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов. список групп и публичных страниц, на которые подписан учащийся, имеющих деструктивную направленность, содержащих в названии или иллюстрации на аватарах, пропагандирующие вредные привычки и нецензурную брань, эротические и порнографические изображения.
список сохраненных или добавленных аудио- и видеозаписей:
клипы, в которых прослеживается пропаганда суицидального и
антисоциального поведения, вредных привычек; музыка, песни деструктивной и девиантной направленности (алкогольная, наркотическая тематика, ненормативная лексика, пропаганда случайных связей, «тюремной романтики»).
личную информацию:
правдивость информации на личной странице (возраст, имя, род занятий и др.); наличие/отсутствие семейного положения, социальный статус;
«хэштеги»;
группа «подозрительных друзей», появившихся за короткое время (может
свидетельствовать о том, что подросток попал в опасную компанию).
5 – фотографии учащихся, выставленные в публичный доступ и комментарии к ним:
фотографии, сделанные на встречах со сверстниками, наличие на них алкоголя,
наркотических веществ, запрещенной атрибутики; изображения или рисунки, выражающие депрессивное или агрессивное
настроение с соответствующими комментариями; содержание комментариев учащихся, их друзей к фотографиям, ответы на
данные комментарии; закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, что символизирует суицидальные мысли. Тревожными сигналами являются:
картинки с мемами (короткие высказывания или картинки, которые мгновенно становятся популярными). На картинках – слова «одиночество», «прыгай», «боль», «смерть», «тоска», «вешайся», «достали», фоном для которых служат могилы, виселицы, ножи, лезвия, таблетки либо многоэтажные дома, мосты, рельсы, поезда, безрадостные пейзажи, серое небо, открытые окна многоэтажек и т.д.; подписи к фотографиям, дискредитирующие общечеловеческие ценности,
например:
«Я перестал верить в любовь»;
«Влюбленных много, счастливых мало»;
«Скажи, как мне быть жизнерадостным?»;
«Пора завязывать с дерьмом. Я про людей»;
«Жизнь разносилась как туфля, из потолка растет петля»;
«Недосып как стиль жизни»;
«Тебя предадут те, кому ты больше всего веришь»;
«Нас только трое: я, мое одиночество и бухло»;
«Ничего не радует»;
«Коллективный суицид. С собой покончили: Вера, Надежда, Любовь»;
«Каждый был хоть однажды настолько одинок или расстроен, что думал о суициде...»;
«Любовь – медленный суицид»;
изображения атрибутов БДСМ (психосексуальная субкультура, включающая ролевые игры в господство и подчинение): плети, наручники, люди в соответствующей одежде; изображения оккультных символов: пентаграмм, числа 666 и т.п.; изображение сатанистских символов и знаков, знака со словами «ОНО» и «АД»
(этот знак был разработан как символика «суицидального квеста»); изображение часов, показывающих время 4:20;
изображения порезанных рук, вскрытых вен, ссадин, гематом, проколотых булавками губ и т.д.; страницы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о
самоубийстве» либо фильмам (например, «Зал самоубийц»); страницы, посвященные подросткам-самоубийцам, «колумбайнерам».
При выявлении на страницах учащихся в социальных сетях деструктивных проявлений и контентов педагогическим работникам следует проинформировать специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования и законных представителей несовершеннолетних с целью профилактики противоправного поведения и организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся. Также необходимо помнить о фиксации в Журнале учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальных контент факты наличия в социальных страницах несовершеннолетних информации, пропагандирующей суицидальное поведение либо свидетельствующей о наличии мыслей и намерений суицидального характера.