Основные аспекты мониторинга страниц учащихся в социальных сетях

С целью профилактики приобщения несовершеннолетних к деструктивным интернет-сообществам рекомендуется проводить мониторинг социальных страниц учащихся. При этом особое внимание следует обращать на содержание противозаконной, неэтичной и вредоносной информации. К ней, в первую очередь, относится:

пропаганда насилия, жестокости и агрессии;

разжигание расовой ненависти, нетерпимости по отношению к другим людям

по национальным, социальным, групповым признакам; пропаганда суицида; пропаганда азартных игр;

пропаганда и распространение наркотических и отравляющих веществ; пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных

движений; материалы порнографического содержания; нецензурная лексика и т.д.

Проводя анализ страниц учащихся в социальных сетях, педагогическим работникам необходимо обратить внимание на:

личное творчество, «репосты» из групп, их содержание и эмоциональную

окраску:

                   стихи,    цитаты    и    изображения,     несущие    негативный    характер    или

пропагандирующие вредные привычки; тексты, комментарии, написанные с использованием ненормативной лексики; постоянные репосты из групп, пропагандирующих вредные привычки и

антисоциальный образ жизни; фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов. список групп и публичных страниц, на которые подписан учащийся, имеющих деструктивную направленность, содержащих в названии или иллюстрации на аватарах, пропагандирующие вредные привычки и нецензурную брань, эротические и порнографические изображения.

список сохраненных или добавленных аудио- и видеозаписей:

                   клипы,      в     которых     прослеживается      пропаганда     суицидального      и

антисоциального поведения, вредных привычек; музыка, песни деструктивной и девиантной направленности (алкогольная, наркотическая тематика, ненормативная лексика, пропаганда случайных связей, «тюремной романтики»).

личную  информацию:

правдивость информации на личной странице (возраст, имя, род занятий и др.); наличие/отсутствие семейного положения, социальный статус;

«хэштеги»;

группа «подозрительных друзей», появившихся за короткое время (может

свидетельствовать о том, что подросток попал в опасную компанию).

5 – фотографии учащихся, выставленные в публичный доступ и комментарии к ним:

фотографии, сделанные на встречах со сверстниками, наличие на них алкоголя,

наркотических веществ, запрещенной атрибутики; изображения или рисунки, выражающие депрессивное или агрессивное

настроение с соответствующими комментариями; содержание комментариев учащихся, их друзей к фотографиям, ответы на

данные комментарии; закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, что символизирует суицидальные мысли. Тревожными сигналами являются:

картинки с мемами (короткие высказывания или картинки, которые мгновенно становятся популярными). На картинках – слова «одиночество», «прыгай», «боль», «смерть», «тоска», «вешайся», «достали», фоном для которых служат могилы, виселицы, ножи, лезвия, таблетки либо многоэтажные дома, мосты, рельсы, поезда, безрадостные пейзажи, серое небо, открытые окна многоэтажек и т.д.; подписи к фотографиям, дискредитирующие общечеловеческие ценности,

например:

«Я перестал верить в любовь»;

«Влюбленных много, счастливых мало»;

«Скажи, как мне быть жизнерадостным?»;

«Пора завязывать с дерьмом. Я про людей»;

«Жизнь разносилась как туфля, из потолка растет петля»;

«Недосып как стиль жизни»;

«Тебя предадут те, кому ты больше всего веришь»;

«Нас только трое: я, мое одиночество и бухло»;

«Ничего не радует»;

«Коллективный суицид. С собой покончили: Вера, Надежда, Любовь»;

«Каждый был хоть однажды настолько одинок или расстроен, что думал о суициде...»;

«Любовь – медленный суицид»;

изображения атрибутов БДСМ (психосексуальная субкультура, включающая ролевые      игры в        господство и        подчинение):        плети,         наручники, люди в соответствующей одежде; изображения оккультных символов: пентаграмм, числа 666 и т.п.; изображение сатанистских символов и знаков, знака со словами «ОНО» и «АД»

(этот знак был разработан как символика «суицидального квеста»); изображение часов, показывающих время 4:20;

изображения порезанных рук, вскрытых вен, ссадин, гематом, проколотых булавками губ и т.д.; страницы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о

самоубийстве» либо фильмам (например, «Зал самоубийц»); страницы, посвященные подросткам-самоубийцам, «колумбайнерам».

При выявлении на страницах учащихся в социальных сетях деструктивных проявлений и контентов педагогическим работникам следует проинформировать специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования и законных представителей несовершеннолетних с целью профилактики противоправного поведения и организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся. Также необходимо помнить о фиксации в Журнале учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальных контент факты наличия в социальных страницах несовершеннолетних информации, пропагандирующей суицидальное поведение либо свидетельствующей о наличии мыслей и намерений суицидального характера.