Страничка руководителя физического-воспитания

Консультация для родителей «Десять шагов на пути к здоровью ребенка или как сохранить сердце здоровым»

Советы родителям:

1.Приучать ребенка соблюдать режим дня. Привычный распорядок способствует ритмичной и сложенной работе сердца и всего организма. Необходимо разумно чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить сердце здоровым.

2. Следите за тем, чтобы ребенок хорошо высыпался. Полноценный сон дает возможность сердцу отдохнуть и набраться сил. 

3. Помнить. Что ребенок должен получать с пищей достаточно витаминов и минеральных веществ. Полноценное, разнообразное и регулярное питание необходимо для правильного развития и нормальной работы сердца. Не перекармливайте ребенка, не заставляйте его есть насильно. Избыточный вес-прямая угроза сердцу.

4. Приучайте ребенка больше двигаться. Утренняя гимнастика. Пешие прогулки, подвижные игры, занятия в спортивных секциях, посильные физические нагрузки благоприятно влияют на работу сердца. Необходимо помнить, что чрезмерные физические нагрузки в сочетании с нерегулярным и неполноценным питанием приводят к напряженной работе сердца детей и несут реальную угрозу их здоровью.

5. Старайтесь уделять больше внимания проблемам ребенка, кажущимся вам порой незначительными. Помогайте ему советом в трудных для него ситуациях. Чаще говорите ребенку о том, как вы его любите, как он вам дорог. Ваша любовь позволит ему чувствовать себя более защищенным. Вера в свои силы и доброжелательное отношение к окружающим помогут ребенку избежать отрицательных эмоций, которые так вредны для сердца и сосудов.

6. Воспитывайте у ребенка негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Известно, что эти вещества пагубно влияют на организм. Если ваш ребенок не доверяет этим истинам, то постарайтесь объяснить ему, что у него всего одна жизнь и проводить на себе самом эксперименты по проверке вредности или безвредности таких веществ не следует- просто не с чем будет сравнить. Умные люди учатся на чужих ошибках.

7. Помните, что многие инфекционные заболевания (ангина, грипп) могут давать осложнения на сердце и сосуды. Следуйте предписаниям врача и следите, чтобы ребенок соблюдал домашний режим вплоть до полного выздоровления. После болезни некоторое время (примерно в течение двух недель) ребенок должен избегать значительных физических нагрузок (уроков физкультуры, занятий в спортивных секциях и т.д.).

8. Болезнь легче предупредить, чем лечить! Ваш ребенок должен проходить диспансеризацию каждый год. Вовремя обнаруженные отклонения в деятельности сердца позволят избежать более серьезного заболевания.

9. Никогда не занимайтесь самолечением ребенка! Если у вашего ребенка повысилось давление, не давайте ему лекарств, принимаемых бабушкой-гипертоником. Выяснить причину повышения давления и лечить ребенка должен только врач.

10. Во всем знай меру! Если у вашего ребенка выявлены какие-либо функциональные отклонения в деятельности сердца, не паникуйте! Выполняя все рекомендации врача, не внушайте ребенку, что он болен, не акцентируйте на этом излишнее внимание, не ограждайте его от посильной физической нагрузки.


Консультация для родителей «Развитие ориентировки и координации движений у детей дошкольного возраста»

Умение ориентироваться в пространстве, координировать свои движения способствует быстрому овладению новыми движениями и их сочетаниями, а также умению действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво. О высоком уровне развития координации движений свидетельствует хорошее выполнение детьми движений в подвижных играх с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с обеганием препятствий, спуск с горки на санях с быстрым поворотом внизу).

На развитие координации движений у детей влияет вестибулярный аппарат. Он начинает развиваться еще в материнской утробе, а окончательно формируется ближе к 12 – 15 годам. Благодаря этому органу человек делает свои первые шаги, а при нарушении его функциональности наблюдается «пьяная походка».

Чтобы ускорить развитие мозжечка, нужно выполнять новые действия. Для этой цели применяют статические и динамические упражнения.

Если у ребенка развита координация, то он двигается ловко и уверенно, имеет правильную осанку. Но не стоит надеяться на быстрый результат - это качество развивается на протяжении нескольких лет, так как в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация – это не только согласованные движения тела, но и взаимодействие процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Это условие обязательно для слаженной работы нервной системы. По этой причине у гиперактивных детей чаще нарушена координация.

Развитие координации у детей разного возраста

С 2 до 3 лет двигательный опыт ребенка еще минимальный. В качестве упражнения можно использовать даже обычную ходьбу. Поэтому нужно начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их. Развитие равновесия и координации – это главные цели в раннем возрасте. Для этого ребенку достаточно ходить, перешагивать через препятствия, приседать, наклоняться. Тренировки лучше проводить на свежем воздухе. С 3 лет можно усложнить задачу – держать равновесие во время ходьбы по бревну или лавке, только не забывайте страховать малыша, чтобы избежать падения.

 В 3 – 4 года научите малыша слезать с бревна или лавки. Объясните ему, что нужно спускать не 2 ноги, а сначала одну, а потом вторую. Предложите ребенку изучить все лесенки и сооружения на площадке. При этом постоянно страхуйте его, пока он не начнет двигаться уверенно. Также рекомендуется ходить по дорожке с препятствиями и выполнять упражнения на кольцах.

 В 5 – 6 лет закрепляйте навыки ходьбы по скамейке, бревну или лесенке. Чтобы усложнить задачу, подключите в занятия руки, переложите малышу скрестить их на груди, держать над головой и т. д. При этом следите, чтобы спина крохи была ровной, оттачивайте движения до совершенства. Со временем упражнение можно усложнить – пусть ребенок ходит по бревну, одновременно подбрасывая мяч. Начиная с 7 лет комбинируйте статические и динамические упражнения на бревне или лавке. Например, ребенок во время ходьбы приседает и поворачивается кругом, в это время руки могут быть разведены в сторону, сведены за спиной, головой или лежать на поясе. Но не стоит увлекаться статикой, так как ребенка это утомляет, поэтому меняйте положение рук как можно чаще. Во время упражнений предложите ему резко развернуться или быстро попрыгать. Физическая подготовка школьников уже достаточная для выполнения подобного упражнения, кроме того, он оценит подобную динамику.

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному развитию. В дошкольном возрасте решается первая группа задач и является базой для дальнейшего совершенствования двигательной деятельности. Начиная с дошкольного возраста необходимо развивать координационные способности на занятиях по физической культуре и в двигательной деятельности детей, т. к. это способствует:

1. Значительно быстрей и на более высоком качественном уровне овладевать различными двигательными действиями.

2. Постоянно пополнять свой двигательный опыт.

3. Приобретать умение экономно расходовать свои энергические способности в процессе двигательной деятельности.

4. Испытывать в психологическом отношении чувство радости и удовлетворение от освоения новых координационных движений.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащей элементы новизны. Сложность упражнений можно изменять за счет изменений внешних условий (порядка расположения снарядов, их веса, высоты, изменение площади опоры и увеличение ее подвижности в упражнениях на равновесие, комбинируя двигательные навыки: ходьба с прыжками, бег и ловля предметов, выполнение упражнений по сигналу). Наиболее широкими и доступными средствами для воспитания координационных способностей являются: обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера (упражнение без предметов и с мячами, палками, скакалками как простые, так и сложные; элементы акробатики, кувырки, перекаты, упражнения на равновесие). Подвижные и спортивные игры, единоборство, которое способствует воспитанию способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность.

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методы и приемы:

1. метод стандартно- повторного упражнения - это обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности, обладая большим двигательным опытом ребенок быстрее и легче справляется с двигательной задачей. усложнения могут быть: удлинение времени сохранения позы; уменьшение площади опоры; увеличение высоты опорной поверхности; введение сопутствующих движений; создание противодействия (парные упражнения). Например, упражнение проседание во 2 мл группе присесть из И. П. пятки вместе носки врозь ; в средней группе приседание из И. П., стоя на ограниченной поверхности (кубик) с мячом в руках; в старшом возрасте И. П. ноги скрестно, мяч вверх, глаза закрыты.

2. метод вариативного упражнения- это воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях меняющейся обстановки, т. е. :

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, лежа, бег спиной вперед, боком, прыжки в разные стороны);

- зеркальное выполнение упражнений, смена толчковой и маховой ноги при прыжках в длину и в высоту, метание ведущей и неведущей рукой;

- выполнение знакомых двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, выполнить упражнение на равновесие после вращения);

- выполнение упражнений с закрытыми глазами;

- игровые и соревновательные приемы;

- выполнение упражнений с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, покрытие).

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

  • Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.
  • Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).
  • Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же -- с закрытыми глазами; то же -- с задержкой на одной ноге.
  • Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же -- в другую сторону; то же -- повернуться два раза и т.д.).
  • На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).

Занятия фитбол - гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию координации движений за счет колебаний, вибрации мяча. Мячи помогают придать занятиям новизну, благодаря им создаются наиболее оптимальные условия для развития координации движений у детей дошкольного возраста.


Рекомендации по формированию правильной осанки у детей

1. Изучение и воспитание осанки с помощью зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью старших. Он должен понять, что для восстановления правильной осанки необходимы определённые усилия и движения: надо выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот.

2. Упражнения у вертикальной плоскости. Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребёнок научится правильно стоять у плоскости, предлагайте различные упражнения - отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками.

3. Ношение различных предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые с одновременным удержанием на голове различных предметов, установленных на темени ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах, ползание на четвереньках и т.д., не уронив при этом положенный на голову предмет.

4. Для выработки правильной осанки необходимо воспитывать координацию движений, суставно-мышечное чувство, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании - стойка на одной ноге, ходьба по скамейке с предметом на голове и повороты, "ласточка" на одной ноге.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статистическую выносливолсть мышц шеи и спины, укрепляют навыки правильного держания головы, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.


Физическое воспитание ребёнка в семье

Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон), естественные силы природы (солнце, воздух, вода).

Физические упражнения

Задания и объяснения должны быть ясными и чёткими, давать их надо бодрым голосом и тут же показывать все движения.

Упражнения должны быть интересные, в них не следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например: «птичка», «кошка», «паровоз».

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами – изображать все виды игры. Весёлый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребёнка.

Количество повторений движений для дошкольников обычно колеблется от 2-3 до 10.

После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30-60 с).

Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день – объём 17000 движений, интенсивность 55-65 движений в минуту.

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда им занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребёнка.